Вера в Дьявола - это плод весьма распространенной склонности человека
связывать происхождение зла с влиянием нечеловеческих сил. В первобытных
обществах обычно считалось, что зло и несчастье исходят от богов. Сила, сотворившая мир и властвующая над ним, в конечном счете является создателем всего сущего, а следовательно - не только добра, но и зла. Что
же касается таких мелочей, недостойных внимания божества, как различные
неприятности и болезни, то первобытные люди возлагали за них ответственность на злых духов, менее могущественных, чем боги, но гораздо более многочисленных.
Древние евреи верили в самых разнообразных сверхъестественных существ, способных причинять зло. Сам Иегова изначально считался
лишь одним из множества богов. Пророки Иеговы осуждали других богов (которым поклонялись соседние племена) и воспринимали их, по сути, как злых духов, враждебных Иегове и Его избранному народу. Точно так же ранние христиане не отрицали существования языческих богов, но утверждали, что это вполне реальные злые духи - демоны.
На смену древнейшему представлению об Иегове как одном из множества богов
пришла вера в то, что Он является единым Богом, единственным творцом мира и
всего сущего в нем, как сказано в Книге Бытие. Из этого следовал логический
вывод о том, что Иегова - источник не только добра, но и зла; так, в Книге
пророка Амоса мы читаем: "Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь
попустил бы?" (3:6). Аналогичная точка зрения отражена в Книге пророка
Исайи: "Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я,
Господь, делаю все это" (45:7). Вера в то, что зло сотворено Богом,
сохранилась и в учении каббалы, где злые силы представлены как отбросы или
излишки от творения сефирот - эманации Бога. Таким образом, можно
утверждать, что в иудаистской традиции - по сравнению с христианской - роль
Дьявола довольно скромна, поскольку потребность верить в сверхъестественную злую силу возникает лишь тогда, когда Бог считается всецело благим.
В Ветхом Завете Иегова часто причиняет людям зло, действуя при этом без
всяких посредников. Так, разгневавшись на израильтян, он внушает Давиду
мысль о проведении переписи - лишь для того, чтобы затем наказать народ
Израиля за это преступление, послав мор, который уничтожил семьдесят тысяч
человек. Но иногда Иегова прибегает к посредничеству подчиненных Ему
духов. Разгневавшись на царя Ахава, Он обращается к воинству небесному с
вопросом: "...кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе
Галаадском?" Небесные духи начинают спорить между собой, и наконец один из
них встает пред Иеговой и говорит: "...я склоню его... я выйду и сделаюсь
духом лживым в устах всех пророков его". Иегова соглашается - и Ахав
гибнет, доверившись лжепророкам.*
Кроме духов, прислуживавших Иегове (впоследствии превратившихся в ангелов
иудаистской и христианской традиции), древние евреи верили также в
разнообразных злых духов и шеирим - "косматых" демонов, обитавших в
пустынных и бесплодных местах. Однако во всех этих древних поверьях мы не
обнаруживаем никаких признаков веры в Дьявола - великого князя тьмы,
главного противника Бога. Образ Дьявола сформировался гораздо позднее, и
теологи, доказывая его существование, ссылались на те фрагменты Ветхого
Завета, которые изначально не имели к нему никакого отношения.